Проблема здоровьесбережения дошкольников

   Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», считаем невозможным решение проблемы воспитания социально-адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни – вот первостепенные задачи сотрудников МБДОУ «Детский сад «Ивушка» д.Новые Яхакасы».
Работа началась с того, что анализ диагностических данных более раннего периода деятельности ДОУ по разделу «Физическое воспитание»  выявил необходимость особого подхода к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ: показатели здоровья детей требовали  принятия эффективных мер по улучшению их здоровья, многие дети нуждались в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем .
Определив приоритетной физкультурно-оздоровительную работу, анализируя  основную Программу обучения и воспитания детей под редакцией Васильева М.А., которая оказалась недостаточной для реализации поставленных задач, возникла необходимость подбора специальных физкультурно-оздоровительных программ, методик и инновационных здоровьесберегающих технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. В результате кропотливой работы всего коллектива были подобраны парциальная программа В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка», система оздоровления дошкольников Т.С.Никаноровой «Здоровячок», методики Стрельниковой, Уманской   и мн. др.
Разрабатывая направления деятельности педагоги ДОУ старались придерживаться следующих принципов:
• комплексность использования профилактических и оздоровительных методик и технологий с учетом состояния здоровья воспитанников, структуры учебного года, экологических и климатических условий;
• непрерывность и системность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;
• максимальный охват всех нуждающихся в оздоровлении воспитанников;
• интеграция программы профилактики и оздоровления по возможности в образовательный процесс ДОУ;
• преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;
• использование доступных методик и технологий;
• формирование положительной мотивации у воспитанников, медицинского персонала, воспитателей и родителей к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий;
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ была создана здоровьесберегающая среда:
-спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
- в каждой группе -центры двигательной активности;
- музыкальный зал;
- кабинет медицинского работника с изолятором для экстренных случаев.
Эффективность реализации здоровьесберегающих технологий  в дошкольном учреждении во многом зависит от координации деятельности инструктора по физическому воспитанию, воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, от того, как они грамотно “встроют” эти технологии  в общую систему, т.к. хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей! Поэтому предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для педагогов, выступления на педагогических советах на соответствующую тематику, планируются медико-педагогические совещания «Эффективность физкультурно-оздоровительной работы», «Итоги оздоровительной работы», планируется определенная работа с родителями, т.к. именно они являются первыми помощниками педагогов.
        В настоящее время в деятельность ДОУ подобраны и успешно внедрены следующие виды здоровьесберегающих технологий: (табл.1)
Таблица 1.
Физкультурно-оздоровительная работа 1. Утренняя гимнастика
1.  Различные виды физкультурных занятий(традиционные, соревнования, тренировки, зачеты и др.)
2. Физкультурные занятия на улице
3. Подвижные игры и физические упражнения
4. Спортивные игры
5. Индивидуальная работа по развитии движений
6. Физкультминутки
7. Коррекционная гимнастика:
- для глаз,
- дыхательная
- пальчиковая
8. Активный отдых
- физкультурный досуг
- спортивные праздники
- пешие походы
- Дни здоровья
9. Оздоровительный бег
10. Каникулы
11. Создание комфортного режима
12. Самостоятельная игровая деятельность
Закаливание  13. Прогулки
14. Умывание холодной водой из-под крана с элементами самомассажа ушных раковин, крыльев носа, пальцев рук
15. Полоскание рта
16. Игры с водой
17. Пребывание в облегчённой одежде в помещении, в одежде соответственно сезону года на улице
18. Хождение босиком
19. Сон с доступом воздуха
20. Проветривание, кварцевание
21. Воздушные ванны
22. Привитие культурно-гигиенических навыков
(чистка зубов) Лечебно-профилактическая  

23. определение оптимальной нагрузки на ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей работа 

24. Витаминотерапия (поливитамины)
26. Витаминизация 3-его блюда (витамин С)
27. использование приёмов релаксации, минуты тишины
28. Сказкотерапия
29. Музыкотерапия
30. Смехотерапия (минутка смеха)
31. Ароматизация группы- Использование  фитонцидов (лук, чеснок)
33. Игровой точечный массаж

34.Пропаганда ЗОЖ 

35. Беседы
36. Игровая деятельность:
- дидактические игры,
- развивающие игры,
- сюжетно-ролевые,
- игры-драматизации
37. Активный отдых
- физкультурный досуг
- пешие походы
- Дни здоровья
38. Художественная литература
39. Экскурсии
40.  Целевые прогулки
41. Познавательно-практическая деятельность
42. Продуктивна деятельность
43. Занятия по темам
44. Работа с родителями