Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
В нашем детском саду при построении педагогического процесса были определены направления работы воспитателя:
- Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление проблем.
- Правовое воспитание и образование дошкольников.
- Повышение уровня правовой культуры родителей.
Целью педагогического процесса в правовом образовании дошкольников является формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
- Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
- Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
- Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
- Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
- Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
- Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
- Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Система взаимодействия - это:
- организованное обучение;
-совместную деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельную деятельность детей.
Организованная форма обучения включает в себя:
- Знакомство с правами человека.
- Беседы на этические темы.
- Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
- Физкультурно-оздоровительная деятельность.
- Изобразительная, трудовая деятельность.
- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
- Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).
Самостоятельная деятельность детей включает:
- Работу с литературой.
- Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
- Разные виды игр.
- Продуктивные виды деятельности.
- Двигательную активность.
В нашем детском саду работа по правовому воспитанию состоит из трех блоков:
1. Работа с детьми.
2. Работа с воспитателями.
3. Работа с родителями.